Сейчас в новостных страницах интернета, в сетях ватсап и вайбер распространяются сообщения о новых смертельных играх детей и подростков.
На совещании при Главе Новосибирского района была поднята эта тема, и поступило распоряжение еще раз поднять вопрос безопасности детей в родительской общественности.
https://www.youtube.com/watch?v=c0ZUWP8EX3E
В интернете ребенок может подвергаться информационному насилию. Его основные механизмы: психологическое подавление и манипулирование сознанием.
Это одна из самых серьезных угроз в информационной среде Она чревата получением психологической травмы и даже нанесением ущерба психологическому здоровью.
Немного цифр:
В России проживает около 21 млн детей до 14 лет. 10 млн активно пользуется интернетом, что составляет 18 интернет аудиторий, ? - без присмотра родителей и учителей. Сегодня в той или иной социальной сети зарегистрирован почти каждый школьник.
39% детей посещают порносайты,
19% наблюдают сцены насилия,
16% увлекаются азартными играми,
14% интересуются наркотическими веществами и алкоголем,
11% посещают экстремистские и националистические ресурсы.
Средний возраст начала самостоятельного пользования сетью – 10 лет, в 2009 – этот возраст был 11 лет. Сегодня наблюдается тенденция снижения возраста до 9 лет.
30% несовершеннолетних проводят в сети более 3-х часов в день.
Ежедневная детская аудитория рунета – 68%. Самые любимые ресурсы – 78% детей – социальные сети. А еще есть сетевые игры, видео, музыка, электронная почта, обмен сообщениями, чаты, блоги…
Таким образом, несовершеннолетние пользователи попадают под информационный пресс, все меньше общаются со сверстниками, друзьями, одноклассниками. Современные мобильные телефоны, планшеты заменили прогулки, при этом объемы влияния информации возросли настолько, что правомерным становится говорить об информационной социальной личности, а информация превращается в один из ведущих факторов социализации такой же мощной как семья, школа и друзья.
В этом потоке информации труднее всего детям.
На личность ребенка в современном обществе воздействует мощный информационный поток:
1) Это знания, которые дают учителя, родители, психологи. Все что ребенок получает из этих источников, тщательно обрабатывается, фильтруется,
2) Внешняя информационная среда (интернет, средства массовой информации, различные коммуникации в виртуальном сообществе и др.) Данная информация дается ребенку в сыром виде и от его личностных способностей зависит, как она будет переработана: принята или отсеяна, насколько он сможет противостоять потенциальным угрозам и опасностям этой информации.
Следует понимать, что ребенок анализирует и оценивает полученную информацию в соответствии со сформированными у него способами и навыками ориентирования и умениями самозащиты в информационном пространстве.
Представленные цифры показывают, что в большинстве случаев дети не могут в полной мере критически относиться к информации в интернете.
В современном обществе дети нуждаются в помощи со стороны взрослых. Эта помощь должна быть направлена на то, чтобы обучить ребенка способности противостоять агрессии в информационной среде.
«Отрицательная информация распространяется с огромной скоростью. Обращения родительской общественности и преподавателей школ говорят о том, что не нужно приукрашивать ее в публикациях, – считает член комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова. – Писать о суицидальном поведении подростков нужно с минимумом прилагательных. Читая эмоционально насыщенную статью, подросток невольно начинает примерять описываемую ситуацию на себя. Правоохранительные органы не раз подтверждали нам, что после красочной статьи в СМИ в разных регионах фиксируются попытки повторить такие суицидальные действия».
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев считает, что, родители обязаны контролировать поведение своих отпрысков в социальных сетях, ведь по закону вся ответственность за действия детей, так или иначе, лежит на их родителях: «По закону о связи, мобильный телефон, который родители дают своему ребенку, регистрируется на кого-то из родителей».
С другой стороны, у общества должна сформироваться нетерпимость к суицидальным сообществам и тем, кто их создает, уверен омбудсмен. По его мнению, последние должны выявляться правоохранительными органами и наказываться. Но все это делается уже постфактум и превентивной роли не играет.
Специалисты, проанализировавшие суицидальные группы ВКонтакте, обнаружили в них явные признаки тоталитарной секты: применение технологий зомбирования и НЛП, выражающиеся часто в необходимости круглые сутки быть на связи с лидером группы, лишении нормального сна. Конечная цель участия в группе туманна, о «добровольном уходе из жизни» прямо не говорится, а формируется соответствующее настроение у подростка.
Статья 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» предполагает, что до самоубийства доводят лишь угрозами, жестоким обращением, систематическим унижением человеческого достоинства потерпевшего – о пропаганде суицида, о формировании привлекательного образа самоубийцы в ней не сказано ни слова. Но обработка в суицидальных группах идет более тонкая, никто не угрожает и не унижает, просто у участников формируется убеждение, что жить незачем, что человек – ничтожен, и жизнь его не представляет ценности. Но делается это отнюдь не в оскорбительной или угрожающей манере, а в сочувствующе-понимающей, – так, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что он попал в среду себе подобных, объединенных общей проблемой. А проблема – одна на всех, свойственная чуть ли не каждому подростку: конфликт со старшими, учителями, родителями, напряженные отношения с одноклассниками, отсутствие навыков общения и поведения, интересов и устремлений. И как следствие – ощущение собственной ущербности, ненужности.
В результате в действиях тех, кто организует и поддерживает такие группы, вроде, как и нет состава преступления, несмотря на наличие погибших участников этих групп. Налицо тонкая манипуляция подростковым созданием, считают сторонники жестких мер в отношении создателей виртуальных клубов самоубийц. Вполне возможно, что статья 110 УК РФ устарела и ее необходимо дополнять с учетом новых виртуальных технологий.
Руководитель отдела детской психиатрии МНИЦПН им. Сербского Анна Портнова не склонна винить в росте подростковых суицидов социальные сети: «Это все равно, что обвинять хозяйственный магазин в том, что он продает веревки, или РЖД в том, что она предоставляет рельсы самоубийцам. Нужно разбираться, почему ребенок приходит в ту или иную группу ВКонтакте».
Ребенок, полагает она, приходит к суициду потому, что он одинок, у него проблемы со сверстниками, у него нет поддержки в семье, ему не с кем отреагировать свои негативные эмоции. Поэтому он идет в группу, в которой получает советы, не всегда конструктивные.
Когда проводится судебно-психиатрическая экспертиза, продолжает эксперт, то выясняется, что психическое состояние ребенка, наложившего на себя руки, приближалось к паталогическому: аффект, депрессия, пусть даже кратковременная, вызванная каким-то пустяком. «Поэтому, конечно, в том, что происходит, виноваты мы, взрослые. Если посмотреть на детей, которые совершили суицидальные попытки, то это, как правило, неполные семьи, это отстраненные отношения в семье, отсутствие доверительных отношений с родителями, неприятие сверстниками. Но постфактум об этом говорить поздно, все нужно делать профилактически», – резюмирует Портнова.
Какие же смертельные игры подстерегают детей сейчас?
Изначально на просторах интернета существовала виртуальная игра «Беги или умри» (просмотр фрагмента игры). Но постепенно с экранов компьютеров, она перешла на улицы наших городов. Предупреждение об опасной игре с таким названием массово распространяется сейчас в сети интернет по всей России.
Смертельно опасная игра «Беги или умри» набирает популярность среди школьников. Суть забавы заключается в том, что дети бросаются под колеса близко идущего автомобиля. Исхода два: или подросток успевает пробежать или погибает. Побеждает тот, кто пробежал как можно ближе к автомобилю и остался жив.
Сейчас этот «вирус» охватил всю Россию.
Психологи считают, что новая смертельная забава компенсирует детям недостаток экстрима. По сути, это замещение таких популярных у подростков игр, как поездка на «хвосте» трамвая или на крыше поезда.
Причины у всех индивидуальны, выделю три основных.
*Первое – способ самоутверждения. Его можно легко вычленить из других причин, если подростки фиксируют свои «подвиги» на видео.
* Второе – проверка своих возможностей. Раньше мальчишки прыгали по гаражам и ломали себе руки и ноги, а сейчас проверка видоизменилась до такой смертельно опасной игры.
*Третья причина – компенсация адреналина. Насыщенные различными эффектами игры уже не поддерживают адреналин на должном уровне, и в ход идут не виртуальные, а реальные игры.
У этих игр есть одна особенность: они рассчитаны на свидетелей. Без "отчёта" они теряют смысл. Дети нуждаются во внимании, и тут нужно работать в двух направлениях.
Во-первых, давать больше неформального внимания, объединиться в чём-то с ребёнком против того, что кажется ему самым отвратительным в окружающем его мире: циничные и ограниченные люди, зацикленные на деньгах, обозлённое общество, истребление природы, бессмысленность жизни или что-то ещё. Объединившись с ребёнком, мы даём ему шанс на веру в понимание, на возможность свободы выбора.
И во-вторых, это влияние извне. Зависимость от мнения, манипулирование сознанием. И тут без дружбы и внимательного вникания в то, что за группа влияет на ребёнка, почему ему с ними хорошо, кто лидер, чьё мнение для него особо важно и по какой причине, не продвинуться. Тут конечной целью должна бы стать такая: направить этот бунт против тех, кто пытается диктовать ребёнку правила игры.
И это тоже непросто и требует от родителей и кучи времени, и терпения, а не лобового подхода.
Так же среди школьников набирает популярность игра "Исчезновение на 24 часа". Ее правила, подростки пересылают друг другу в интернете. Смысл игры "Исчезновение на 24 часа" заключается в том, что дети должны спрятаться от родителей и сверстников ровно на сутки. По правилам этого экстремального развлечения, ее участник не должен пользоваться средствами мобильной связи. Победа засчитывается в том случае, если ребенка не смогли найти. Это не компьютерная игра, это порождение соцсетей. Самое страшное то, что предугадать, что ваш ребенок задумал в нее сыграть, крайне сложно. Подростки – более продвинутые пользователи, чем их родители. В день создается множество групп, в которых ставятся задачи, и тут же группы уничтожаются.
По информации "Российской газеты", в различных регионах зафиксированы случаи исчезновения подростков. И часть из них связывают именно с новой игрой.
К поиску 12-летнего школьника подключилась полиция. Мальчика удалось разыскать на следующий день после пропажи и передать его родителям.
Пока силовики и добровольцы прочесывали возможные места, в соцсетях появилось предупреждение: "Рассказываю, чтобы все в курсе были. Мальчик ушел сам. Играют в игру – ты должен спрятаться на 24 часа, чтобы не нашли", – сообщил представитель группы rostov_for_kids.
Информация об "исчезновении" активно распространяется среди школьников через интернет, и недавние пропажи – подтверждение того, что подростков начинает засасывать это развлечение.
В некоторых школах по этому вопросу уже прошли совещания. Ряд учреждений взяли эту опасность на карандаш, и в случае пропуска занятий ребенком классный руководитель выясняет у родителей, по какой причине школьник отсутствует.
Совет родителям: Что делать, если пропал ребенок?
Выяснять, играет ли ваша дочка или сын в игру "Исчезновение на 24 часа", времени нет. Если ребенок не вернулся вовремя, не пришёл в оговоренное время, нет связи и никто не может подтвердить его местонахождение — незамедлительно обращайтесь в полицию.
Вы можете обратиться в любое отделение полиции лично или заявить о пропаже по телефону.
Министр образования Ольга Васильева прокомментировала новую игру "Исчезновение на 24 часа", которая набирает популярность в России. (выступление министра)
«24 часа челлендж» действительно существует, но он никак не связан с уходом из дома. По его правилам детям надо провести ночь в «запрещённых местах», например, в торговом центре или магазине, снять это на камеру и выложить на YouTube. C декабря 2016 года в русскоязычном сегменте YouTube появились ролики подростков-блогеров, которые перевели изначально иностранный челлендж «24 hour challenge» и стали прятаться от охранников в магазинах после закрытия.
Сейчас стало модно устраивать экстремальные розыгрыши. Допустим, захватить гостей в заложники на День рождения. Для этого нанимают аниматоров, которые врываются в камуфляже и все проделывают правдоподобно.
Ростовские школьники сообщили родителям о нападении маньяка и подняли по тревоге полицейских города. Информация получила большой общественный резонанс. Родители стали встречать детей возле школ. Дошло до того, что отцы стали подозревать маньяка друг в друге, а школьники придумали игру "угадай маньяка в незнакомом дяде".
Вскоре выяснилось, что ребята попросту соврали родителям.
Внимательней присмотритесь, во что играют ваши дети и на что могут натолкнуть их мысли об этой иге, какую игру они могут перенести в реальность!? (примеры игр).
Еще одна беда! (интервью девочки) (синий кит)
В социальных сетях растет количество сообществ, которые инструктируют подростков в самоубийстве. Сейчас их насчитывается около 130.
В социальных сетях сейчас ведется активная «обработка» подростков. Специализированные сообщества предлагают участникам «игру»: они высылают подробные инструкции о способе самоубийства подросткам и запускают 50-дневный отсчет. Днями «выпиливания» предположительно называют 17, 23 ноября и 26 декабря. Эти даты выбраны не случайно: 23 ноября 15-летняя девушка, представлявшаяся в соцсетях Риной, «запустила волну» подросткового суицида, покончив с собой на рельсах. Перед самоубийством она разместила в соцсетях селфи с подписью «Ня. Пока». Эта фраза стала трендом среди подростков.
Социальные сети взорвались, школьники из групп «с китами» совсем перестали спать по ночам. На ее страницу «ВКонтакте» пришли тысячи детей. Записи: «Рина, ты лучшая! Как жаль, что я тебя не знала, ты мой герой, я тебя люблю, у тебя такие глаза, ты как будто сошла к нам с аниме» — множились и множились. Фотография Рины — озорной девчонки в малиновой шапочке, шарф закрывает ей пол-лица, рот и даже половину носа — превратилась для детей в «икону». А сама она и ее прощальное: «Ня.Пока», опубликованное на страничке в сети, — стало безусловным мемом.
С ноября дети любят Рину — они слушают и выкладывают на своих страничках те песни, которые слушала она. Они рисуют Рину вместе с китами. Пишут ее имя и ее слова в школьных тетрадках и на стенах домов.
Суициды несовершеннолетних были и до того, как случилась трагедия с Риной. Почему именно она превратилась в символ? Если посвятить теме много времени, можно увидеть, как тщательно спланирована была «раскрутка» смерти Рины. За перепосты о ней платили, на многочисленных клонах ее страниц в интернете администраторы сетевых групп приглашали: «хотите купить, регистрируйтесь». И предложено и востребовано было все: видео и фото с могилы, кусочки шарфа с кровью, скрины ее переписок.
Много случаев детских самоубийств было спровоцировано социальными сетями, но раньше с ними не работали в достаточной степени. Сейчас стали обращать внимание на эту «площадку», в этом отношении будет наводиться порядок, — прокомментировал сайту «Первый областной» председатель регионального отделения Федерации психологов образования России Виктор Сидорчук. Психолог пояснил, что все дети подвержены влиянию руководителей суицидальных сообществ. Это связано с эмоциональной неустойчивостью подростков.
Государство приступило к полномасштабной кампании по блокировке в соцсетях групп, посвященных самоубийствам, участниками которых в основном являются подростки. По данным контролирующих органов, за последние полгода покончили с собой 130 детей, состоявших в одних и тех же закрытых сообществах — виртуальных клубах самоубийц.
Всплеск внимания к этой теме произошел после большой и очень детальной статьи в «Новой газете» под названием «Группы смерти» за авторством Галины Мурсалиевой.
Главное, что следует понимать об этом угрожающем явлении: во «ВКонтакте» действует большое количество групп, воспитывающих смертников. Журналисты и эксперты уже прозвали их «китовыми» группами, поскольку в их названиях присутствует слово «кит»: «Киты плывут вверх», «Море китов», «Космический кит» и т. д.
Выглядит это как групповая игра, в которой финальный ход участника — это самоубийство тем способом, в то время и в том месте, которое назначит гуру (админ группы) после приглашения в скайп.
Деятельность групп, беспрестанное обновление их контента и скорейшее возобновление работы после блокировки — чья-то целенаправленная и хорошо организованная работа.
Организаторы суицидальных сообществ помогают школьникам уходить из жизни. Самоубийство снимается на видео и затем выкладывается в соответствующую группу ВК.
Роскомнадзор борется с деструктивными группами в соцсетях, закрывая их с той скоростью, на какую, вероятно, способен, то есть «тысячами». Но взамен появляются все новые «клоны», на которых быстро восстанавливается заблокированный контент. Объявление со ссылкой на «резерв» публикуется на странице администратора закрытой группы.
Некоторые пропагандисты суицида и активные члены групп своим примером поражают воображение подростков. Вот только умирают они часто понарошку, размещая в группах постановочные ролики с собственной смертью. Благо, сетевая анонимность позволяет действовать в Интернете под любым количеством ников и умирать хоть каждый день.
Обработка в суицидальных группах идет более тонкая, никто не угрожает и не унижает, просто у участников формируется убеждение, что жить незачем, что человек — ничтожен, и жизнь его не представляет ценности. Но делается это отнюдь не в оскорбительной или угрожающей манере, а в сочувствующе-понимающей, — так, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что он попал в среду себе подобных, объединенных общей проблемой. А проблема — одна на всех, свойственная чуть ли не каждому подростку: конфликт со старшими, учителями, родителями, напряженные отношения с одноклассниками, отсутствие навыков общения и поведения, интересов и устремлений. И как следствие — ощущение собственной ущербности, ненужности.
Специалисты, проанализировавшие суицидальные группы ВКонтакте, обнаружили в них явные признаки тоталитарной секты: применение технологий зомбирования и НЛП, выражающиеся часто в необходимости круглые сутки быть на связи с лидером группы, лишении нормального сна. Конечная цель участия в группе туманна, о «добровольном уходе из жизни» прямо не говорится, а формируется соответствующее настроение у подростка.
Даже поверхностного взгляда на проблему достаточно, чтобы заметить: культ самоубийства, формируемый в подобных группах, смыкается с идеологией террористов-смертников. Ведь если в виртуальных клубах самоубийц принято сводить счеты с жизнью назначенным способом, то что мешает очередному «выпиливающемуся» прицепить на пояс взрывное устройство и отправиться в нужное место в нужное время? И никакого религиозного экстремизма не потребуется.
И все-таки одними запретительными мерами проблемы не решить. Нетрудно заметить, что у детей, состоящих в «китовых» группах, как правило, нет больше никаких интересов, нет друзей. Исправить это на счет «раз» невозможно. Тут уже мяч на стороне родителей и школы.
Здесь может сказать свое слово организация детского досуга.
Ребенок, полагают психологи, приходит к суициду потому, что он одинок, у него проблемы со сверстниками, у него нет поддержки в семье, ему не с кем отреагировать свои негативные эмоции. Поэтому он идет в группу, в которой получает советы, не всегда конструктивные.
Свой дезориентирующий вклад вносит и подмена реального мира виртуальным
Из-за отсутствия практических навыков общения и решения проблем в реальной жизни «виртуальщики» совершенно беспомощны. Самое простое — вернуться в игру или зависнуть в любимой группе ВК, где тебе подкинут идею, чем заняться. Например, спрыгнуть с крыши.
Психологи отметили, что суицидальные сообщества не могут «атаковать» или подчинить подростка. Группы по интересам ребенок находит сам, а значит, необходимо воспитывать его в таких условиях, чтобы желания посетить подобные сообщества не возникло.
https://www.youtube.com/watch?v=jbjtkjHFVhM/ интервью девочки
https://www.youtube.com/watch?v=c0ZUWP8EX3E новости
http://radiovesti.ru/article/show/article_id/216252 интервью министра образования
https://www.youtube.com/playlist?list=PLz0giOWUoxRWsPage1ntQVZPUjMTFmWwq видео лекции для родителей
http://www.edu54.ru/minobr/view/105716/114763/ видео лекторий для родителей ГБУ ОЦДК Интерактивное министерство_Семинары по профилактике суицида